Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. 

Исследование PISA позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Во многих странах за результатами этого исследования следят с таким же азартом, с каким смотрят выступление национальной сборной на Олимпиаде.

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность.

• Основные результаты международного сравнительного исследования PISA-2018. 

• Подготовка педагогов и учащихся к международному исследованию PISA

ДОКУМЕНТЫ:

✔ Указ Президента РБ № 353 от 23.09.2019 (подробнее)
✔ Распоряжение Президента РБ № 173 от 23.09.2019 (подробнее)
✔ Уточненный план мероприятий PISA-2022(подробнее)
✔ Приказ Министерства образования РБ № 40 от 29.01.2021(подробнее)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ PISA

Читательская грамотность (спецификация и образцы заданий)
Математическая грамотность (спецификация и образцы заданий)
Естественнонаучная грамотность (спецификация и образцы заданий)
Финансовая грамотность (спецификация и образцы заданий)
Креативное мышление (спецификация и образцы заданий)

Международное исследование качества образования PISA в 2022 году

Ученики школ XXI века должны быть начитанными, эрудированными и способными применять свои знания во взрослой жизни.

Чтобы оценить уровень школьного образования, планируется провести глобальный опрос «Пиза-2022»

Результаты участия Республики Беларусь в PISA-2018

Задания, направленные на формирование метапредметных компетенций учащихся

Психолого-педагогическая подготовка к исследованию PISA

Большое внимание необходимо уделить и вопросам психологической готовности участников образовательного процесса к международным сравнительным исследованиям, развитию креативного мышления обучающихся. Для организации работы в данных направлениях полезными будут психологические диагностики, позволяющие оценить психологическую безопасность образовательной среды учреждения образования, психологический климат ученического и педагогического коллектива, творческий потенциал личности и др.

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Чтобы учащиеся республики 15-летнего возраста смогли продемонстрировать достаточно высокий уровень компетенций по всем направлениям исследования (читательская, математическая, ествественнонаучная грамотность, креативное мышление и финансовая грамотность), необходима системная работа не только с учащимися, но и с педагогическими работниками для повышения уровня их профессиональной компетентности по вопросам подготовки обучающихся к участию в исследовании PISA. Рекомендации по организации работы с учащимися в учреждении образования и с педагогическими работниками на разных уровнях  по подготовке к Международному сравнительному исследованию по оценке образовательных достижений учащихся PISA.

Опыт работы учителей-предметников по формированию функциональной грамотности учащихся