Сертификация – процедура подтверждения соответствия уровня информационно-коммуникационной компьютерной компетентности педагога требованиям соответствующего стандарта.
Сертификация педагогических кадров – это процесс, рассчитанный на многолетнюю перспективу, который должен обеспечить:
– утверждение периодически обновляемого государственного стандарта профессиональной компетентности различных категорий работников образования как пользователей информационных технологий, обеспечение его соответствия современному состоянию информационных технологий, с одной стороны, и текущим и перспективным потребностям системы образования – с другой;
– постепенный переход всех кадров системы образования на уровень компьютерной компетентности, соответствующий стандарту;
– стимулирование руководящих работников и специалистов образования к достижению соответствующего уровня компьютерной компетентности, освоению и использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе, в управлении образованием, в учебно-методической работе и других видах педагогической деятельности;
– принятие и освоение системой образования процедуры сертификации кадров как инструмента оценки и развития кадрового потенциала и расширение его применения на другие предметные области (виды деятельности), например, иностранный язык, образовательный менеджмент и т. п.

Сертификационный экзамен – двухкомпонентная процедура оценки знаний, умений и навыков сертифицируемого, включающая компьютерный тест и комплексное профессионально-ориентированное задание.

Сертификация проводится в 3-х категориях: 

«Учебно-воспитательная работа» (для учителей-предметни¬ков, руководителей методических объединений учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, воспитателей, руководителей кружков детско¬го творчества, коррекционных педагогов и т. д.)
«Административная работа» (для директоров и заместителей директоров учебных и воспитательных учреждений, руководителей органов управления образованием и т. д.)
«Информационные технологии в образовании» (для замести¬телей руководителей учебных заведений по информационным технологиям, руководителей и сотрудников ресурсных образовательных центров, инженеров-программистов учеб¬ных заведений, преподавателей информационных технологий и т. д). Тест “ИТ в образовании” рекомендуется сдавать после прохождения тестов “УВР”, “АР”

Сертификация проводится в 3 этапа:
0. самоопределение специалиста
I. компьютерное тестирование
II. выполнение комплексного профессионально-ориентированного задания по выбранной категории
Предварительный этап. Самоопределение специалиста

Специалист системы образования определяет индиви¬дуальную потребность в сдаче сертификационного экзамена, выбира¬ет категорию, по которой будет сдаваться экзамен на получение сертификата. Проходит пробное сертификационное тестирование на сайте http://spk.academy.edu.by . Раздел “Готовы ли вы к сертификационному экзамену?” Логин (user), Пароль (Sert_2012). При наборе более 70% при первом прохождении теста может попробовать сдать контрольное сертификационное тестирование, обратившись в учреждение образования или отдел образования для включения его в список участников выездного экзамена или самостоятельно заполнить сведения для прохождения сертификации со своими данными в каб. 222 (для слушателей повышения квалификации).
Примечание: С февраля 2012 года сертификационный экзамен можно проходить в Microsoft Windows XP, Microsoft Office 2003 или в Microsoft Windows 7 и Microsoft Office 2010 (по выбору экзаменуемого)

1-й этап. Компьютерное тестирование

На экзамен экзаменуемый приносит с собой
– Паспорт
– документ об оплате. Р/с 3632000000576 филиал №400 ГОУ АСБ «Беларусбанк», код 752, УНП 500055348, ГУО «Гродненский ОИРО»,
– оформленный надлежащим образом договор об оказании платных услуг для физических лиц (cкачать) или для юридических лиц (cкачать)

Компьютерное тестирование проводится в режиме удаленного доступа к сайту http://spk.academy.edu.by Время выполнения теста в 1 сертификационной категории не болеее 1 академического часа. Каждый тест содержит 30 вопросов. 1 попытка. Тест считается успешно пройденным при набранном количестве баллов не менее 70 %.
Лица, успешно прошедшие тест, выполняют комплексное профессионально-ориентированное задание.

2-й этап. Выполнение комплексного профессионально-ориентированного задания

Испытуемый выбирает случайным образом у экзаменатора вариант задания. На его выполнение отводится не более 2 академических часов. Результатом его выполнения является архив, пересылаемый по электронной почте на адрес sert_grodno@mail.ru. По результатам выполненного задания заполняется технологическая карта.Результатом заполнения технологической карты является набранная претендентом сумма баллов. При наборе более 75 % баллов задание считается успешно выполненным, а претендент – сдавшим экзамен на сертификат. Для лиц, не сдавших экзамен, допускается апелляция к экзаменатору и разбор задания, при этом окончательное решение принимает тьютор (экзаменатор).
Сертификат выдается тестируемому в течение месяца с момента прохождения сертификационного экзамена.

Рекомендации и правила выполнения сертификационного компьютерного теста

При тестировании рекомендуется выполнять следующие правила:
– при возникновении процедурных вопросов во время прохождения теста следует обращаться к тьютору, во всех остальных случаях разговоры не допускаются;
– не разрешается общаться с другими тестирующимися, обсуждать с ними вопросы или ответы, обращаться к их компьютерным экранам, тестовым материалам или письменным заметкам;
– сотовые телефоны и другие средства коммуникации должны находиться вне области тестирования.
Тьютор сертификационного центра следит за выполнением вышеупомянутых правил в течение всего сеанса тестирования. При систематическом нарушении указанных правил результаты теста аннулируются.

Программа обучения sm.doc
Приблизительная тематика тестирования в категории «Учебно-воспитательная работа» и «Административная работа»
– функциональное назначение аппаратного и программного обеспечения ПК;
– работа с файловой системой в «Мой компьютер», «Проводник»;
– работа с прикладными программами Microsoft Office: Word, PowerPoint, Excel, Access.
– коммуникационные технологии (Интернет, электронная почта).
– педагогические аспекты использования ЭСО.