В 2024/2025 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:
первая четверть – с 2 сентября 2024 г. по 31 октября 2024 г.;
вторая – с 11 ноября 2024 г. по 24 декабря 2024 г.;
третья – с 8 января 2025 г. по 22 марта 2025 г.;
четвертая – с 31 марта 2025 г. по 30 мая 2025 г., а для учащихся IX XI (XII) классов с 31 марта 2025 г. по 23 мая 2025 г.
На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:
осенние – 10 дней с 1 ноября 2024 г. по 10 ноября 2024 г. включительно;
зимние – 14 дней с 25 декабря 2024 г. по 7 января 2025 г. включительно;
весенние – 8 дней с 23 марта 2025 г. по 30 марта 2025 г. включительно;
летние – 92 дня с 1 июня 2025 г. по 31 августа 2025 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня 2025 г. по 31 августа 2025 г. включительно.
Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 17 февраля 2025 г. по 23 февраля 2025 г. продолжительностью 7 дней.
Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год
Постановлением Министерства образования от 13 марта 2024 г. №29
утверждены учебные программы факультативных занятий для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания:
- «Когда учиться легко. В мире финансов»;
- «Когда учиться легко. В мире информационной безопасности»;
- «Шчаслівы беларусам звацца»;
- «Путешествуем без опасности»;
- «Выбираем здоровый образ жизни»;
- «Предпринимательство в действии»;
- «Информационная безопасность: миф или реальность?».
Так, учебная программа факультатива «Когда учиться легко. В мире финансов» предназначена для III–IV классов. Она направлена на приобретение первоначального опыта решения задач с финансовым содержанием, грамотного финансового поведения в социуме, развитие ответственного отношения к деньгам как средству удовлетворения потребностей человека.
Программа содержит четыре модуля:
- «Про деньги сейчас и в прежние времена» – формирует у учащихся представление о функциях денег и их видах, об истории возникновения денег;
- «Про доходы и расходы в семье» – ознакомит ребят с основными источниками дохода и видами расходов семьи, даст представление о необходимости планирования доходов и расходов и составления семейного бюджета;
- «Про личные сбережения» – покажет целесообразность финансовых сбережений и способы накопления денежных средств, сформирует умение экономно тратить деньги и принимать рациональные решения о покупке товаров и услуг;
- «Про финансовую безопасность» – продемонстрирует способы защиты денег от подделок, расскажет о безопасном использовании банковских карточек и целесообразности использования страховки.
Факультативные занятия «Когда учиться легко. В мире информационной безопасности» также разработаны для III–IV классов. Их цель – личностное развитие учащихся на основе усвоения правил информационной безопасности, метапредметных способов деятельности с информацией разных видов, формирование умений, способствующих обеспечению информационно-психологической безопасности учащихся в условиях медиатизированного общества.
Занятия направлены на решение задач по:
- формированию устойчивой мотивации в освоении механизмов информационно-психологической самозащиты и защиты окружающих;
- овладению способами нравственно-этической оценки информации медиа, осуществления коммуникации на основе уважения и сотрудничества;
- приобретению рефлексивного опыта применения способов действий, обеспечивающих овладение коммуникационными технологиями и информацией медиа;
- профилактике компьютерной и интернет-зависимости учащихся;
- предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений в информационно-коммуникационной сфере.
Учащиеся V–IX классов смогут посещать факультатив «Шчаслівы беларусам звацца». Занятия будут способствовать созданию личности, способной адекватно воспринимать и оценивать достижения духовной и материальной культуры Беларуси, готовой к деятельности по законам добра, совести, гордости, справедливости, патриотизма и гражданского долга.
Задачами факультатива определены, в частности:
- формирование моральнай, художественной культуры школьников;
- становление основ гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ;
- сохранение исторической памяти региона и страны;
- формирование экологической культуры учащихся как составного компонента общей культуры.
Для VI класса разработана учебная программа факультатива «Путешествуем без опасности». В рамках занятий планируется:
- сформировать у учащихся опыт безопасного поведения в реальной жизни во время туристского похода, развить личностные, нравственные и физические качества, обеспечивающие безопасное поведение при взаимодействии с окружающей средой, воспитать ответственное отношение к личной и общественной безопасности;
- развить чувство ответственности и товарищества, воспитать физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
Факультативные занятия «Выбираем здоровый образ жизни» для VIII класса предназначены для развития функциональной грамотности у учащихся в области здоровьесбережения.
Во время обучения ребята:
- получат представления о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивацию к сохранению и укреплению здоровья;
- осознают необходимость здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью;
- сформируют представление:
- о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах питания;
- о влиянии мышечной деятельности человека на организм;
- об организации режима дня: учебы, отдыха и двигательной активности;
- приобретут навыки составления, анализа и контроля за соблюдением режима дня;
- разовьют гражданскую ответственность за сохранение, укрепление и поддержание здоровья.
Программа факультатива «Предпринимательство в действии» для X класса направлена на:
- освоение учащимися базовых практико-ориентированных и исторических знаний по предпринимательской деятельности;
- овладение ребятами базовыми навыками создания и ведения собственного бизнеса;
- профессиональное самоопределение школьников;
- повышение культуры предпринимательства и предпринимательского мышления.
Ожидается, что после изучения программы школьники смогут:
- определять цели, пути и задачи открытия собственного дела;
- выбирать и обосновывать предпринимательскую идею;
- анализировать целевой рынок и конкурентов;
- выбирать организационно-правовую форму ведения собственного дела и обосновать ее;
- оценивать экономическую эффективность создания собственного дела, предпринимательского проекта.
Факультативные занятия «Информационная безопасность: миф или реальность?» рассчитаны для учащихся X–XI классов. Программа разработана для формирования в рамках проектной деятельности знаний и умений, позволяющих выявлять угрозу информационной безопасности, определять степень ее опасности, предвидеть последствия угрозы информационной безопасности и противостоять им. Также курс будет способствовать развитию ключевых компетенций школьников, способствующих обеспечению информационной безопасности как неотъемлемой составляющей информационной культуры личности. Кроме того, в рамках факультатива будут изучаться основные принципы, методы и средства защиты информации в процессе ее обработки, передачи и хранения с использованием компьютерных средств в информационных системах, необходимых для жизни и успешной самореализации при условии формирования таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.
Правовой акт принят в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Постановление вступило в силу 10 мая 2024 г.
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441509 – Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.04.2024 №46
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22339639https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441515p – Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.03.2024№ 29
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441458 – Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 09.04.2024 №41
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441352 – Постановление спорта и туризма Республики Беларусь от 11.03.2024 №9
https://adu.by/images/2024/05/post-mo-rb-47-2024.pdf – Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.24.2024 №47