Допрофильная подготовка и профориентационная работа являются обязательным подготовительным этапом для осознанного выбора учащимися уровня основного образования с учетом собственной индивидуальности для продолжения образования по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, который ориентирован на:

выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;

оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе учебных предметов для их изучения на повышенном уровне, профиля образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

формирование у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору сферы трудовой деятельности, умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной сферой трудовой деятельности;

развитие у учащихся познавательных интересов и познавательной активности, креативности, способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, необходимой для трудовой мобильности.

Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:

профориентационная работа (информирование, консультирование, диагностика и др.);

психолого-педагогическое сопровождение;

факультативные занятия;

объединения по интересам;

образовательные мероприятия;

изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне начиная с VIII класса.

В образовательной практике могут реализовываться следующие модели организации допрофильной подготовки и профориентационной работы:

в рамках одного учреждения общего среднего образования;

в форме сетевого взаимодействия учреждений общего среднего образования;

в форме сетевого взаимодействия учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи.

1.Нормативные правовые и инструктивно-методические материалы

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 октября 2022 г. № 391 “О перечне педагогических специальностей, при поступлении на которые зачисляются без вступительных испытаний отдельные категории абитуриентов”

2. Учебные программы

Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. X класс (повышенный уровень). 2015.

Вучэбныя праграмы па вучэбным прадметам для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. X клас (павышаны ўзровень). 2015.

Учебная программа факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» для учащихся X–XI классов учреждений образования, реализующих программы общего среднего образования

Учебная программа факультативных занятий «Введение в спортивно-педагогические профессии» для учащихся X–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

Учебная программа факультативного занятия «Готовы Родине служить!» для учащихся X–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

Учебная программа факультативного занятия «Школа юных защитников Отечества» для учащихся VIII–IX классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

Учебная программафакультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» для учащихся X–XI классов учреждений образования, реализующих программы общего среднего образования

3. Типовой учебный план

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 16 мая 2022 г. № 120 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»

4. Факультативные занятия

Список программ факультативных занятий для профильных классов

Учебная программа факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» для учащихся 10-11 классов учреждений общего среднего образования. 2015 открыть

Методическое сопровождение факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» для учащихся 10-11 классов учреждений общего среднего образования. 2015 открыть

5. Материалы в помощь педагогу

Дополнительные материалы для изучения учебных предметов на повышенном уровне:

Беларуская мова
Беларуская лiтаратура
Русская литература
Иностранный язык
Математика
Химия
Физика
Биология
 
История развития и становления педагогической профессии
 

Мир профессий

Блок 1. Содержательный

Блок 2. Технологический

Блок 3. Рефлексивный

6.Порядок формирования Х классов в учреждениях образования

Зачисление учащихся в профильные классы проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим  (профильным) учебным предметам.

Зачисление в Х класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.

Изучение учебных предметов на повышенном уровне в учреждениях общего среднего образования

Информация о численности учащихся, посещающих агроклассы в учреждениях общего среднего образования

Информация о профильных классах (группах) инженерной направленности

Информация об изучении учебных предметов на повышенном уровне на III ступени общего среднего образования

Организация изучения учебных предметов на  повышенном уровне на II ступени общего среднего образования

Организация изучения учебных предметов на  повышенном уровне на III ступени обучения

Контроль поступления  выпускников аграрных классов

Контроль распределения выпускников педагогических классов по каналам обучения

Сеть профильных классов педагогической направленности