Участниками семинара стали сотрудники Академии последипломного образования, региональных институтов развития образования, представители управления образования Кореличского районного исполнительного комитета, работники учреждения «Музей «Замковый комплекс «Мир», руководители учреждений образования, члены Ассоциации руководителей общественного объединения «Белорусское педагогическое общество».

Заместитель начальника управления образования райисполкома Алла Шевко рассказала об образовательном пространстве Кореличского района и использовании исторического наследия региона.

Об основных направлениях использования исторического наследия Мирского региона в образовательном процессе школы рассказала директор СШ г.п. Мир имени А.И. Сташевской Татьяна Шаплыко.

— Одним из направлений работы педагогического коллектива ГУО «Средняя школа г.п. Мир» является воспитание у учащихся чувства гордости за историю своей школы, многовековые традиции родного поселка,  за героическое прошлое Республики Беларусь, Родину и свой народ, — отметила она. — Народный музей средней школы г.п. Мир и музей исторической личности И. Домейки являются одним из основных ресурсов в образовательной системе учреждения образования, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории своего края, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность. В 2008-2010 годах в учреждении образования был реализован инновационный проект Министерства образования РБ «Внедрение авторской программы воспитания учащихся посредством музейной педагогики». По результатам инновации на базе школьного музея был создан ресурсный центр по музейной педагогике, а в 2015 году мы получили статус ресурсного центра системы образования Гродненской области.

Школьный музей стал учебно-материальной базой для преподавания и других предметов. В практике учителей истории, биологии, географии, начальных классов активно проводятся «музейные» уроки, посвященные краеведческим темам, белорусскому фольклору.

Формы взаимодействия музея и школы по краеведческому образованию школьников достаточно разнообразны. Тематическая экскурсия была и остается по прежнему традиционной формой работы музея со школой. Освоение истории края проходит в большей степени через эмоциональное, личностное восприятие, через проживание эпохи. В целях активизации и развития экскурсионного движения в школе разработана комплексно – целевая программа развития экскурсионной работы «Историко – культурное наследие г.п.Мир». Для учителей школы в музее разработана тематика, раскрывающая технологию функционирования системы «учебный предмет – экспозиция музея». Разработаны новые городские пешеходные экскурсии по старым улицам поселка, словом, выстроена целостная экскурсионная программа по краеведению, включающая более 10 тем.

Школьный музей, музей исторической личности И.Домейко, пешие экскурсии по г.п. Мир включены в список объектов, учреждений культуры, исторических мест г. Гродно и районов Гродненской области, которые могут посетить туристы, в том числе учащиеся школ, ССУЗов и ВУЗов. Учреждение образования является экспериментальной базой для апробации новых экскурсий и музейных уроков в музее «Замковый комплекс «Мир».

Для участников семинара состоялись экскурсии по школьным музеям,  а также театрализованное представление.

В музейном комплексе «Мир» в ходе диалоговой площадки заместитель министра образования Республики Беларусь Александр Кадлубай пообщался с педагогами и ответил ни их вопросы.

Заведующий отделом по научной работе  учреждения «Музей «Замковый комплекс «Мир» Татьяна Кожух рассказала о перспективах сотрудничества музея и школы. Так, например, действует обширная программа «Мирский замок для детей». Музейная коммуникативная программа «Тебе, потомок, в добрый дар…» по теме «Строительство Мирского замка глазами архитектора в начале XVI века» проходит в Юго-западной башне и во дворе замка. Во время занятия дети описывают Мирский замок, получают первичное представление о профессии архитектора, узнают, когда и почему у маршалка надворного родилась идея построить это каменное сооружение. Программа «От всего сердца самое лучшее угощение!» по теме «Праздничное блюдо для князя по старинному рецепту» проходит в экспозиции северного корпуса. На музейном занятии в реконструированных кухонных помещениях замка дети исследуют рецепт «праздничного блюда» для князя. В рамках программы «Капризы моды рококо» дети узнают, что такое мода, какую модную одежду носили женщины в XVIII веке, из каких деталей состояло платье и какие предметы дополняли женский костюм.

Заведующий отделом по экскурсионной работе  учреждения «Музей «Замковый комплекс «Мир» Дмитрий Манкевич рассказал об экскурсии как части образовательного процесса.

Инна ЛЕЙКО

Фото автора и Анастасии СТАНКЕВИЧ

Информация с сайта http://polymia.by